среда, 14 октября 2009 г.

Что делать, если вы разбили товар в магазине?

Вполне жизненной и частой является ситуация, когда вы в магазине задеваете полку с товаром, и при этом разбивается бутылка или другой товар. Аналогичный случай на кассе, когда вам товар двигается по ленте кассира. Кто должен оплатить ущерб?

Есть ошибочно мнение, что если вы не заплатили за товар – вы не несете ответственность. Оно ошибочно, потому что тут магазин может действовать на свое усмотрение в зависимости от цены товара.

Тут мы можем нарваться на небольшую двойственность. С одной стороны согласно ст. 459 Гражданского кодекса РФ относительно еще не проданного товара: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». А ст. 493 говорит нам, что продавец выполняет свою обязанность, когда выдает вам кассовый чек: ««Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи ... договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара». И казалось бы – пока вы не владелец товара, риск за порчу товара на вас никто не может переложить.

Но тут открывается другая сторона, пока вы не являетесь покупателем против вас действует статья 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Это нам так же подтверждают Федеральные правила розничной торговли («О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети«). В 42 пункте данных правил указано: «В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары».

Но есть нюанс, при котором вы не обязаны оплатить стоимость товара. Он указан в ст. 1064 ГК РФ: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». Примером: вы взяли банку огурцов и не удержали ее либо упустили – ущерб оплачивается вами, но если вы поскользнулись на свежепомытом полу и сбили витрину огурцов – вы не обязаны возмещать стоимости.

Очень актуальна ситуация, когда человек идет по узкому проходу и случайно сбивает какую-то бутылку с витрины, либо разбивает ногой. Тут зависит от того, как был нанесен ущерб: либо вы бежали или танцевали, либо пробирались через заставленные проходы. Во второй ситуации мы обращаемся к ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», согласно ему минимальное расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть 1,4 метра. Согласно СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (пункт 1.111):

Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:
1,4 — при торговой площади до 100 м2
1,6 — при торговой площади св.100 до 150 м2
2 — при торговой площади св. 150 до 400 м2
2,5 — при торговой площади св. 400 м2.

Если в магазине нарушены данные правила, то смело можете обращаться в Государственный пожарный надзор. Администрации магазина это очень не понравится, так как этот орган вправе организовать привлечение магазина к административной ответственности.

Обобщаем. Виновен покупатель:
- выронили по неосторожности и разбили
- если вы вели себя не корректно или не адекватно (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
- при намеренной порче товара.

В этих случаях вы возмещаете ущерб, а так же имеете право на «остатки» этого товара. То есть собрать огурцы, выхлебать вино.

Виновен магазин:
- если не соблюдены нормы по ширине прохода
- если расположение товара неудобное и взятие одного товара повлекло крах всей полки
- если не соблюдены соответствующие меры после мытья пола, и вы поскользнулись
- при падении товара с ленты на кассе.

Если магазин требует выплаты от вас, то прежде всего необходимо вписать это событие в книгу жалоб и предложений, так же потребуйте от администрации магазина составления акта о порче товара, там вы можете оставить комментарий по поводу мокрого пола или узких проходах. Вам необходимы будут примерно два свидетеля (ими могут быть кто удобно вплоть до других покупателей). И тут ключевой момент. Вы можете сообщить администрации, что не собираетесь оплачивать стоимость товара, и что они могут требовать возмещения через суд. Почти в 100% случаях на этом дело закончится, так как хозяева магазина вряд ли захотят подвергать свой магазин дополнительным проверкам ведь могут вскрыться неприятные факты состояния магазина и тогда штрафы за это будут намного больше, чем стоимость вашего товара. Если при составлении акта о порче имущества у вас потребуют паспортные данные, то ни в коем случае не давайте паспорт в руки, так как его могут забрать у вас в качестве залога, достаточно будет просто продиктовать данные. Ведь право на проверку документов имеют право только работники милиции, но не продавцы и охранники.

Если вы хотите покинуть территорию магазина, а охранник встал у вас на пути (а так как вы посягнули на чужую собственность – то он имеет на этом право), требуя, чтоб вы сперва оплатили стоимость товара, то ему можно напомнить о статье 203 Уголовного кодекса РФ, которая гласит о лишении свободы сроком до 7 лет за превышение полномочий служащим ЧОП. Он имеет право только аккуратно и вежливо вас остановить. Сообщаете ему, что возместите ущерб только тогда, когда это будет доказано судом, и идете дальше.

Жалуемся мы:
1) на мокрые полы, неустойчивое расположение товара на полках — в Роспотребнадзор;
2) на узкие проходы, на коробки между стеллажами — в Государственный пожарный надзор.

Никогда не бойтесь отстаивать свою правоту, если вы правы. Закон на вашей стороне.

2 комментария: